Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

02 02 2016Красное знамя

Алхимия примирения

Все-таки какая всеобъемлющая фраза - «все мы родом из детства»! Из детства - большинство наших привычек, привязанностей и традиций, из детства – ценностные приоритеты. Конечно, человек учится и меняется на протяжении всей жизни, но база, как ни крути, закладывается в самом нежном возрасте.  И сколько бы конфликтов в обыденной жизни можно было бы избежать, если бы детей со школьной скамьи учили находить общий язык в спорах, мириться после драк и конфликтов, без которых жизнь все-таки не существует.

Возможно, об этой составляющей воспитания подрастающего поколения думало Минобрнауки, когда выпускало в 2013 году рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных учреждениях. Согласно этому и последующим за ним документам, до 2017 года они должны появиться практически во всех школах. Есть сложности: это госзадание не подкреплено финансами, а на повышение квалификации и обучение кадров нужны немалые средства. 
Задача подобных служб, как следует из документов, - обеспечение защиты прав детей, создание условий для формирования безопасного пространства и равных возможностей. Причем не только для школьников. Для педагогов также важно чувство защищенности и комфорта, которое способствует сохранению и развитию его профессиональных навыков и в итоге положительно сказывается на качестве образования.
- Сегодня потребность в службах примирения – актуальная, конфликтов в детской среде становится все больше, протекают они более жестоко, - рассказывает руководитель АНО «Ресурсный центр «Согласие»», доцент кафедры социальной работы философского факультета ТГУ Юлия Пучкина. - Обострению многих конфликтов способствует действительность: агрессивная среда, ценности общества потребления, психологическая травля, общение в социальных сетях, иногда не самое приятное, когда подростки унижают сверстников на страницах сетей, выкладывают компрометирующие фотографии и видео. И органы управления образованием тоже констатируют: конфликты в школах - нередкое явление, причем по разным вопросам: ЕГЭ, взаимоотношения учитель-ученик, родитель-учитель, ученик-ученик. Большую часть можно решить «здесь и сейчас», но конфликтующие нередко сразу настроены агрессивно, у них нет желания сесть за стол переговоров, а есть желание жаловаться сразу омбудсмену, прокурору и президенту. Но это не самый эффективный способ выхода из конфликта.

Сам себе судья
Закономерно напрашивается вопрос: а как же классные руководители, тьюторы? Ведь там, где они есть, в их задачи входит в том числе и решение конфликтов. А еще в школах есть психологи. Зачем тогда тратить силы на создание параллельных служб?
- Медиация – это совсем другое, - поясняет Юлия Пучкина. – И психологи, и педагоги при разрешении ссор и конфликтов, что называется, «включают профессионала», начинают искать особенности в поведении детей, подсказывают ребенку, что ему делать, нередко даже выставляют диагнозы и навешивают ярлыки. В итоге взрослые профессионалы выход-то видят, но конфликт при этом не разрешается, не заканчивается именно примирением. Ведь в результате конфликта по-своему страдают обе стороны - и обидчик, и жертва. Не случайно эта тема обыгрывается во многих фильмах и литературных произведениях: когда обида, полученная в детстве, разъедает сердце, а обидчик так и не понимает, что он натворил.
Действительно, при более близком знакомстве видно: технология медиации кардинально иная, нежели разборки между участниками конфликта на школьном совете профилактики или вызов провинившегося на ковер к директору школы. И в корне отличается от других директивных способов разрешения споров, например, третейского суда или арбитража. В медиации выход из спора ищут и находят сами спорщики, а медиатор выступает как посредник и помощник, который способствует диалогу, при этом не старается повлиять на его исход, не навязывает готовых решений.
Есть еще одно значимое «за» службы примирения в образовании. «Его лучше всего иллюстрирует термин  «восстановительная медиация», - комментирует Юлия Пучкина. – Медиатор поможет выйти из конфликта так, чтобы «камень с души упал», чтобы жертва смогла простить обидчика и даже нормально общаться с ним в последующем, если это одноклассник, например. А для обидчика или даже правонарушителя, если случай подпадает под действия законодательных норм, процесс медиации способствует восстановлению его социального статуса. Бывает же так, что школьник раз-второй натворит что-то безрассудное, и за ним навсегда закрепляется ярлык хулигана или вора. Да, он виноват, но дается ли ему возможность пояснить, почему он так сделал, дается ли второй или третий шанс понять, исправить свои ошибки и загладить вред, принимаются ли его извинения и поддерживается ли чувство стыда? Не всегда, далеко не всегда. А процесс медиации направлен на то, чтобы не только восстановить отношения между сторонами конфликта, вернуть им способность услышать друг друга, но и восстановить справедливость и понимание ценностей.

Если правда не одна
Примеров того, когда спорщики не слышат друг друга и во время выяснений отношений, и даже после, казалось бы, успешного разрешения конфликта, много. Непросто услышать ту самую, истинную правду, которая помогает в итоге найти общий язык.
Вот такой случай. Две школьницы решили подшутить над своей одноклассницей, почти подругой, и, завладев ее телефоном,  выложили в интернет фотографии с интимным селфи. Это стало  поводом для издевок и сплетен в школе, девочка перестала ее посещать, решила перевестись в другую. Между ней и обидчиками была проведена примирительная встреча, на которой девочки объяснили, что завидовали ей, но не думали, что последствия их поступка будут такие тяжелые. Они извинились перед ней и договорились, что в ближайшем выпуске школьной газеты напишут статью о значении тайны личной информации и принесут в ней публичные извинения пострадавшей. Девочка осталась учиться в этой школе.
Если сторон в конфликте несколько, то медиатор обязательно собирает всех и каждому дает возможность выговориться. Работа не закончится, пока конфликтующие не найдут оптимального решения, даже если на одной стороне – класс из тридцати старшеклассников, на другой – учитель.

В начале пути?
Несмотря на то, что директивные документы по школьной медиации Минобрнауки издает только последние два года, само явление в России имеет уже приличную историю.
- С 2001 года в нескольких регионах стали развиваться службы примирения, технологии их работы практически такие же, как у служб медиации, - рассказывает Юлия. – Так что 15 лет этот процесс шел в добровольном порядке, в Волгоградской, Архангельской и других областях, в Пермском крае, Татарстане накоплен интересный опыт, работают ассоциации медиаторов и методические объединения, проводятся ежегодные конференции. Есть регионы, где такие специалисты работают на зарплате или установлены региональные доплаты. В этом смысле Томская область – в начале пути, но активно тянется за лидерами. Службы медиации в десятке томских школ действуют как пилотные площадки. И если раньше томичи учились только у специалистов из Москвы, Новосибирска (а это очень недешево), то сейчас появились свои образовательные площадки для медиаторов, ТГУ и ТОИПКРО проводят курсы повышения квалификации для педагогов, психологов, социальных педагогов, Информационно-методический центр департамента образования г. Томска оказывает организационную и методическую поддержку служб, проводит обучение старшеклассников, которые намерены овладеть навыками миротворцев.
Федеральные ведомства намерены и дальше развивать медиацию в образовании. Томск в числе нескольких других регионов стал партнером межрегионального центра «Судебно-правовая реформа», который получил финансовую поддержку Минэкономразвития на реализацию проекта «Сообщества восстановительных практик: от ремесла к методической оснащенности», и по его условиям региональные площадки, сопровождающие школьные службы примирения, получат в 2016-2017 годах методическую помощь, а также станут участниками всероссийского мониторинга и должны будут собрать данные о реальной работе школьных миротворцев.
- Главное – чтобы такие службы создавались не «для галочки», - поясняет Юлия. – Иначе результата не будет. Сегодня проблема даже не в нехватке средств на обучение кадров, а в том, что специалисты проходят курсы, приезжают домой и – кладут удостоверения медиатора на дальнюю полку. Потому что либо педагог перегружен основной работой, либо администрация школы не поддерживает его начинания. И тут «обязаловка» со стороны министерства не поможет. Ну создадут службу медиации в школе на бумаге, а в реальности она работать не будет. Когда на наши курсы школы посылают педагогов в добровольно-принудительном порядке, нам, тренерам, поначалу приходится обращать  слушателей «в свою веру». Зато потом так  радостно слышать их отзывы: «Мы думали, что службы медиации – очередная инновационная ерунда, теперь понимаем – это нужное и перспективное дело».
Педагогу-психологу томской средней школы № 47 Марине Путинцевой доказывать актуальность медиации не понадобилось. Четвертый год она ведет в школе проект «Доверие». «Это же чистой воды медиация!» - сказала, ознакомившись в 2014 году с проектом, Юлия Пучкина и пригласила Марину Анатольевну в ТГУ выступить с докладом на конференции «Создание условий для успешного развития ребенка».
- Было много вопросов от участников, наш опыт всех заинтересовал, - рассказывает Марина Путинцева. – А меня заинтересовала медиация, мы с учениками прошли курсы и создали в своей школе службу примирения, она действует с сентября прошлого года. Теперь используем в работе и «Доверие», и медиацию, район у нас такой, что проблемных подростков хватает. И бывало так, что им за психологической помощью обратиться-то не к кому было. Теперь в случае конфликтов помогают доморощенные медиаторы.
- Мы верим, что у школьных служб медиации – перспективное будущее, - считает Юлия Пучкина. - Завтра уезжаю в один из районов области, директор небольшой школы решила обучить медиации классных руководителей, по одному родителю и школьнику из каждого класса. Хорошее решение, директор смотрит на два шага вперед. Ведь одна из задач медиации – профилактика конфликтов. Если люди, а еще конкретнее - подрастающее поколение научится конструктивно общаться, находить общий язык, то и агрессии в построенном ими обществе будет на порядок меньше. Они станут водителями, которые не будут выскакивать с битами на своих «коллег», продавцами, уважающими покупателей,  родителями, которые смогут откровенничать с детьми и чаще говорить им слова любви.
Наталья ШЕРЕМЕТ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б