В театре драмы создали новую сценическую версию легендарного спектакля
Полвека назад, в 1974 году, спектакль «Из племени Кедра», поставленный Олегом Афанасьевым на сцене театра драмы, стал событием культурной жизни Томска на много лет. Легендарная Тамара Лебедева в роли Юганы, место действия — томский север, в основе спектакля — книга томского писателя Александра Шелудякова. Все эти составляющие сделали спектакль незабываемым для тех, кто его видел.
Лично я слышала лишь отголоски того громкого успеха, но название на все эти десятилетия прочно задержалось в памяти. И всегда очень приятно в фойе театра встречать огромный портрет Юганы-Лебедевой, с трубкой в руке, хитро и мудро поглядывающей на нас сквозь годы. Действительно, история и легенда!
И вдвойне приятно, что театр решился на создание новой сценической версии легендарного спектакля.
С первых минут мы попадаем в знакомый и загадочный мир Васюганья, в царство болотной осоки и рвущихся в небо кедров, где в небе висит огромная луна, похожая на шаманский бубен, а по кромке воды и земли дефилируют духи скуластого и раскосого народа, присматривающие за потомками племени Кедра. А потомков становится все меньше, потому что цивилизация неумолимо надвигается, и заповедных уголков, сохраняющих традиционный уклад, остается на Земле все меньше.
Спектакль «Из племени Кедра» рассказывает нам историю трех друзей — Андрея Шаманова, Кости Волнорезова и Ильи Кучумова из таежного поселка Улангай на берегу реки Вас-Юган. Действие происходит в 1960-70-е годы, о чем свидетельствуют и магазинчик-сельпо с буханками хлеба и консервами на полках, и телефон-вертушка на столе председателя колхоза.
Друзья молоды, бесстрашны и изобретательны, а для испытаний им посылаются трудовые подвиги и авантюры, нашествие нефтяников и шабашников, таежные пожары, личные обретения и потери. В качестве камертона, по которому оценивается нравственность поступков героев, выступает мудрая таежная охотница Югана (эту роль в разных составах исполняют заслуженная артистка России Ольга Мальцева и актриса Ирина Шишлянникова). Последняя из племени Кедра является хранительницей времени и места, традиций своего народа. Кстати, исполнительница роли Юганы Ольга Мальцева в спектакле 1974 года играла Лену-доктора, и это тоже одно из проявлений незримой связи времен.
Югана вечна, ее мудрость — наследство веков. Ее антипод — заполошная бабка Андрониха, жительница деревни, живущая исключительно сегодняшним днем (блистательная роль Елены Саликовой). А все они — и разбитная продавщица сельпо Соня, и раненый на войне председатель колхоза, и другие жители поселка — маленькая общность, замершая на пороге перемен, на пороге смены одного уклада другим, пытающаяся разглядеть в тумане будущего, какая участь их ждет.
— Тема освоения Сибири, памяти о том, что здесь было раньше, как жили коренные народы и как они вливались в жизнь страны, как проходили преобразования в таежных поселках и росли на их месте города, не может быть не актуальной, — поделился на пресс-конференции, предваряющей премьеру, главный режиссер театра и режиссер-постановщик спектакля Олег Молитвин. — В советское время активно шла индустриализация, и «самость» коренных народов терялась. Сейчас люди, наоборот, активно вспоминают, ищут свои корни, чтобы понять, откуда мы идем, и через это понять, чего хотим. Мы в театре давно хотели взять для постановки материал местного автора, связанный с жизнью в Сибири, и вот этот час настал.
Главный режиссер подчеркнул, что «Из племени Кедра» образца 2023 года — это не восстановленный спектакль, это новая сценическая версия, созданная драматургом Ксенией Никитиной на основе романа Александра Шелудякова.
Спектакль поставлен при поддержке гранта Президентского фонда культурных инициатив. Над ним трудилась большая постановочная команда. Музыку написал томский композитор Степан Пономарев, над сценографией работала художник-постановщик из Санкт-Петербурга Дарья Здитовецкая, художник по свету — Стас Свистунович (Санкт-Петербург).
Чтобы придумать пространство и сценографию спектакля, постановочной команде пришлось предпринять экспедицию на томский север, в Парабельский и Каргасокский районы. Состоялись встречи с представителями коренных народов, знакомство с культурой и бытом эвенков, знакомство с экспозициями Томского областного краеведческого музея и его филиалов в районах.
— Путешествие на томский север позволило получить впечатления о природе тех мест, они стали основой сценографии, — рассказала Дарья Здитовецкая. — Было очень интересно побывать там, я люблю путешествовать по российской глубинке. Знакомство с культурой коренных народов тоже отразилось, но мы понимали, что в 1960-70-е годы уже не было яркой этники, эвенки мало чем отличались от остальных жителей поселка. Поэтому нам не хотелось устраивать «этнографический карнавал» или делать фольклорную сказку. Это спектакль про живых людей, про настоящую жизнь, но эвенкийский колорит в нем, конечно, есть.
Перед постановочной группой стояла задача сохранить мистическую сторону произведения и уникальный колорит романа, неявные связи человека и природной стихии, которые реализуются через центрального персонажа — Югану.
— Я называю этот спектакль для себя «сибирской симфонией», в нем, как в музыкальном произведении, отражены разные темы, — продолжил Олег Молитвин. — Они равносильны: тема героического самопожертвования, тема выбора пути и тема рока. Есть тема дружбы — в спектакле прослежены линии судеб трех друзей, которым покровительствует Югана. Не хотелось бы особо выделять одну тему, спектакль про многое. Он может быть интересен молодежи, потому что в нем присутствуют определенные спецэффекты. В целом мы рассказываем о том, что знакомо и близко каждому сибиряку, и это должно отозваться.
Юлия КЛИМЫЧЕВА.